Как работает автоматическая коробка передач?

By  |  0 Comments

Как работает автоматическая коробка передач

Коробка перемены передач (КПП) — необходимый механизм в транспортном средстве. В зависимости от условий эксплуатации автомобиля сопротивление движению может изменяться в широком диапазоне, что вызывает увеличение или уменьшение силы тяги на ведущие колеса.

По принципу действия КПП делятся на бесступенчатые (автоматические) и ступенчатые (механические). Механические КПП знакомы всем – они установлены на большинстве автомобилей. А вот бесступенчатые (АКПП) – многим в новинку. Надо заметить, что ежеминутное ручное переключение передач, особенно в городских условиях, очень утомляет водителя.

Конечно, кто ни разу не управлял автомобилем с автоматической коробкой передач, тому трудно сразу разобраться, в чем отличие между автоматикой и механикой. Водителю первое время непривычно управлять машиной, у которой нет рычага переключения передач и педали сцепления. Но со временем, начинают понимать насколько это удобно.

Устройство АКПП следующее:

  1. механическая часть, состоящая
    1. из двух планетарных передач, в устройство которых входит солнечная и коронная шестерни и сателлиты,
    2. тормозных лент и фрикционов — для управления механизмом планетарной передачи.
  1. гидравлическая — для силового воздействия на передаточные механизмы,
  2. электронная – для связи с механизмами и управления режимами работы АКПП.

Чтобы понять работу АКПП, необходимо вспомнить, что такое планетарная передача и как она действует. В планетарной передаче используется одна пара шестерен для понижения или увеличения крутящего момента, тогда как в механической коробке их значительно больше. Меняя роль коронной и солнечной шестерни и сателлита на вход/на выход/стационарную работу (торможение) изменяется передаточное отношение соединения.

Это хорошо видно из таблицы работы одной планетарной передачи (коронная шестерня с 85-зубьями, солнечная – 32 зуба)

входвыходторможениеформулаПередаточное отношение
Солнечная шестерня (S)СателлитКоронная шестерня1+R/S3,65:1
Сателлит (C)Коронная шестерня (K)Солнечная шестерня1/(1+S/R)0,72:1
Солнечная шестерняКоронная шестерняСателлит-R/S-2,6:1

 

  1. Передаточное отношение 1:1 – соответствует прямой передаче, т.е. крутящий момент от двигателя, не изменяясь, передается к трансмиссии. Два планетарных механизма выполняют необходимое количество передач.первое отношение – низшая передача,
  2. второе отношение – высшая передача,
  3. третье передаточное отношение (со знаком минус) – движение задним ходом.

Водителю нет необходимости контроля данного процесса. АКПП сама выполнит преобразования с помощью тормозных лент и фрикционов, управляемых гидросистемой. Электроника осуществляет связь с другими параметрами автомобиля и контролирует управление режимами АКПП.

В процессе преобразований в АКПП не теряется КПД, не возникает неприятных ощущений из-за рывков и толчков, возникающих при частом переключении передач. Значительно повышается безопасность управления автомобилем.

You must be logged in to post a comment Login